Гражданская война, охватившая Испанию в первой половине XX века (в 1936 году),
вынуждает испанцев активно эмигрировать за пределы страны. На новом месте
жительства создаются диаспоры, сохраняющие национальные обычаи, в том числе и
традиции испанской кухни. Внутри самой Испании дефицит продовольствия и
медленное восстановление страны во время Второй мировой войны вызывает поиск и
использование нетипичных продуктов питания. Так, например, в сельских районах
получила распространение жидкая каша, приготовленная на основе муки, смолотой
из плодов чины посевной. Такая мука содержит токсины, накапливающиеся в
организме и регулярное ее употребление привело к тому, что в 1940-1943 годах
более тысячи человек получили тяжелейшие отравления. Лишь когда доктор Карлос
Хименес Диас установил причину отравлений, популярность блюда пошла на спад.
Вскоре после Гражданской войны в городах открываются кафетерии, в которых можно
перекусить и выпить чашечку кофе быстрее, чем в привычных кафе. Первый
кафетерий "Калифорния" был открыт в Мадриде на улице Калле де ла Салюд.
По мере восстановления экономики в послевоенный период, постепенно возвращаются
привычные продукты питания и кулинарные обычаи. Проводятся государственные
рекламные кампании, призывающие к разнообразию в питании. Одно из подразделений
Испанской фаланги, женское национальное движение Sección Femenina, публикует
несколько кулинарных сборников. При режиме Франко испанская кухня считалась
признаком национальной идентичности, и по этой причине пропаганда была
ориентирована на повышение популярности ряда блюд, считавшихся "национальным
достоянием". Кроме того, власти призывают следовать католическим кулинарным
традициям - по пятницам предписывается есть рыбу, строго соблюдать посты,
особенно воздерживаться в дни Великого поста. На кухнях появляется новая
техника - широко распространяются скороварки и холодильники, а с ними и новые
кулинарные привычки. Снижение цены на куриное мясо способствует тому, что оно
переходит из деликатесов в продукты повседневного спроса.